Для того, чтобы изготовить чехол для топора из кожи своими руками, специальные навыки не требуются. Такой полезный аксессуар, позволяющий всегда держать инструмент под рукой, способен сшить даже начинающий мастер. А сделать красивый и надежный футляр можно из материалов, которые стоят совсем недорого.
Для пошива вам понадобится толстая кожа с упругой и прочной мездрой. Подходящий материал можно приобрести в магазинах, продающих товары для ремонта обуви. Футляр под топор разумнее всего шить из кожи типа «чепрак» или «вороток». Эти сорта срезаются с хребта и шеи туши. Поэтому такая кожа отличается прочностью и надежностью.
Выбирая подходящий по размерам лоскут, следите, чтобы его толщина была одинаковой по всей площади. Потертости и рытвины могут привести к тому, что чехол быстро придет в негодность.
Для раскроя материала подойдут ножницы по металлу или столярный нож, так как обычными портновскими инструментами толстую кожу резать достаточно тяжело. Производить раскрой нужно с обратной стороны лоскута. Так материал режется легче.
Все необходимые метки можно наносить обыкновенной шариковой ручкой или маркером на мездру. Но на лицевой стороне лоскута никаких пометок таким инструментом делать нельзя, поскольку даже обычный грифельный карандаш может оставить следы на коже. Если вам необходимо разметить будущий чехол с гладкой стороны лоскута, то воспользуйтесь мелом или кусочком мыла.
Для соединения деталей выбирайте клей с высокой эластичностью. В данном случае можно использовать специализированный состав, предназначенный для ремонта обуви. На упаковке должна стоять пометка, что клей предназначен для работы с кожей и резиной.
Нитки также лучше взять обувные, с провощенными волокнами. Такой тип нитей достаточно надежный, чтобы лезвие топора случайно не прорезало шов. Кроме того, воск предохранит чехол от попадания влаги внутрь.
Для изготовления изделий из кожи специалисты рекомендуют пользоваться так называемыми «цыганскими иглами» или протягивать нить с помощью крючка. Но если предварительно прокалывать заготовку шилом, то можно обойтись и стандартными швейными принадлежностями.
Для изготовления кожаного чехла для топора своими руками вам понадобятся следующие материалы и инструменты:
Если у вас нет специальной машинки для шлифовки, то неровные края можно срезать обычным канцелярским ножом. Но в данном случае готовое изделие может иметь неаккуратный внешний вид.
Не забудьте запастись плотной бумагой и ручкой. Они пригодятся для создания выкройки и переноса меток на материал. После того, как все необходимые инструменты приготовлены, можно приступать к изготовлению чехла.
Сначала необходимо изготовить выкройку будущего чехла из плотной бумаги или картона. Прежде чем составлять чертеж, измерьте ширину петли обуха. Больше никаких замеров проводить не требуется. Просто положите инструмент на бумагу и обведите его по контуру так, как это показано на рис 1.
Выкройка должна состоять из 3 деталей:
Не забудьте добавить припуски на свободное облегание лезвия. Если футляр будет слишком тесный, то лезвие может порвать швы. По всему периметру выкройки добавьте 1-1,5 см припусков. И еще 0,5-1 см необходимо прибавить к ширине обуха. Клапан должен быть равен длине лезвия. А его высота зависит от ваших личных предпочтений. Обычно она равна ½ высоты самого топора.
Ни в коем случае не прикалывайте выкройку к коже булавками. Следы от проколов могут появиться на лицевой стороне изделия, и удалить такой дефект невозможно. Если бумажная заготовка скользит, то ее можно зафиксировать с помощью текстильного клея, который смывается водой.
Всю разметку делают с помощью канцелярской ручки или маркера. Если кожа достаточно толстая, то опасаться, что чернила проступят с лицевой стороны изделия, не стоит. Кроят заготовку, отступив 2-3 мм от намеченных линий. Это необходимо, так как материал для изготовления чехла толстый, и линия среза может пойти наискосок. Кроме того, такой запас позволяет аккуратно отшлифовать срезы.
Далее необходимо заготовить клин под расширяющуюся часть топора и лезвия. Некоторые чехлы изготавливаются без подобной детали. Но футляр, в котором предусмотрена армированная вставка, служит дольше, а пользоваться им гораздо удобнее.
Клин состоит из 5 деталей:
Ширина деталей равна 12-15 мм. В результате должны получиться заготовки, как на рис.2.
Клин необходимо собрать и склеить. На угловую деталь сначала накладывается одна деталь прокладки, затем приклеивается нижний клин, и операция повторяется. Детали необходимо полностью покрыть клеем, избегая сухих участков, иначе уплотнитель со временем рассохнется и порвется.
Для того, чтобы детали клина соединились надежнее, их можно прихватить струбцинами и оставить так до полного высыхания. Но нужно следить, чтобы «губки» инструмента не оставили на материале вдавленных следов. Для этого между ними и заготовкой можно проложить кусочки поролона или мягкой фланели.
Поле того, как клей полностью высохнет, клин нужно приклеить к основной детали чехла так, как показано на рис. 3.
Чтобы чехол выглядел аккуратнее, а сшивать его было легче, клин необходимо срезать или сточить с короткой стороны наискось примерно на 9 мм. На иллюстрации эта часть заштрихована маркером. Для выполнения данной задачи разумнее воспользоваться шлифовальной машинкой. Но припуск можно срезать и ножом. Только действовать необходимо крайне аккуратно, удаляя кожу слоями.
Далее необходимо пришить петли к задней стенке чехла. Некоторые специалисты рекомендуют зафиксировать их клепками. Но такой способ крепления ненадежен, так как клепка под весом топора может порвать кожу.
Петли не стоит делать слишком узкими, иначе топор будет оттягивать пояс. Длина крепления зависит от типа ремня, на который будет крепиться футляр. Заготовки разумнее вырезать с запасом в 3-4 см. Тогда вы сможете закрепить ножны для топора поверх любой одежды.
Прежде, чем собирать чехол, нужно определиться, сколько швов необходимо сделать.
Если вы уверены в точности изготовленной выкройки или планируете смастерить достаточно свободный футляр, то можно обойтись и 1 строчкой. Она прокладывается на расстоянии 5 мм от края изделия. Двойной шов делают тогда, когда чехол должен плотно прилегать к лезвию. В данном случае сначала в полностью готовый чехол вкладывают топор, и только потом обшивают лезвие по контуру.
Чтобы швы получились ровными и аккуратными, отверстия под них нужно предварительно разметить. Обычно для этого используют портновское зубчатое колесико, но разметку можно нанести и с помощью обычной вилки. Дырки пробивают шилом или рассверливают. Профессионалы для этой работы применяют бормашину с буром, покрытым алмазным напылением. Можно воспользоваться тонким сверлом, предназначенным для работ с керамогранитом.
Сначала необходимо сделать отверстия в углах чехла. Проденьте в них швейные иглы или небольшие гвозди, зафиксировав обе части ножен. Затем пробейте заготовки посредине намеченного шва и повторите операцию. Это позволит сформировать ровные проколы без смещения. Поверх пробитых отверстий можно прорезать канавку под нитку. Углубление формируют с помощью скальпеля или резаков по дереву. Такие ножны выглядят не только аккуратнее, но и служат дольше.
Начинать шов следует с самой тонкой части футляра. После сборки срезы изделия аккуратно обрабатывают шлифовальной машиной. Край клапана обшивают шнуром, тесьмой или проклеивают кожаной лентой. Последней устанавливается кнопка. В данном случае разумнее воспользоваться кобурной застежкой. Другое крепление будет ненадежным, так как ножны получаются довольно тяжелыми. Украшением таких ножен обычно служит выжженный или выгравированный рисунок на коже.